Однодневные экскурсии

"Лаковый кусочек Подмосковья"

Жостово – Федоскино

Автобусная экскурсия из Москвы.
Не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в ближних подмосковных сёлах Федоскино и Жостово цветут на подносах и лаковых шкатулках букеты невиданной красоты, летят жар-птицы, мчатся быстрые кони. Вся эта волшебная красота – рукотворна, ей можно подивиться и порадоваться, а можно и на память с собой увезти кусочек этой сказки.
Продолжительность: 8 часов

Экскурсионная программа:

08:45 Сбор группы и встреча с гидом м. ВДНХ, на парковке автобусов с правой стороны гостиницы «Космос» (первый вагон из центра, выход №1).
09:00 Отправление автобуса от м. ВДНХ. Путевая информация.
Федоскинская фабрика миниатюрной росписи: экскурсия по производству, ознакомление с технологическим процессом изготовления шкатулок, живописная мастерская с показательным мастер-класс росписи шкатулки, музей при фабрике. Посещение магазина при фабрике.
Посещение Галереи-мастерской «Сказочный мир» Надежды Стрелкиной.
Жостовская фабрика росписи: экскурсия по музею, демонстрация художником росписи подноса, просмотр кинофильма о производстве.
17:00 Прибытие в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.

В стоимость экскурсии входит: проезд на туристическом автобусе, экскурсионная программа, сопровождение гидом (путевая информация).

Фирма оставляет за собой право изменять порядок посещения экскурсионных объектов.

Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 24 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).

        Есть в 35 км от Москвы старинное село Федоскино. Живописно раскинувшись на холме, смотрит оно в маленькую речушку Учу. Здесь, в этом тихом, уютном селении берет свое начало история народной лаковой миниатюры в России.
        В 1795 г. купец Петр Коробов основал в Федоскине мастерскую, выпускавшую лавовые козырьки и кивера из папье-маше. Когда армейская форма изменилась и надобность в киверах отпала, предприимчивый хозяин решил производить табакерки, портсигары, а также шкатулки из папье-маше. Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальным или галантно-рыцарским сюжетом и покрывали их бесцветным лаком. Постепенно отделка совершенствовалась. Крышки табакерок и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Часто это были весьма «вольные» копии. Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность. К тому времени изделия из Федоскина вышли на международный рынок, и с этих пор не было всемирной выставки, где бы Россия не демонстрировала «лукутинские» (так называли их теперь по имени новых владельцев промысла – отца и сына Лукутиных поделки – шкатулки, табакерки, чайницы, кошельки, броши, альбомы.
        И в наши дни искусство Федоскина очень популярно. Есть на фабрике карта, испещренная линиями, которые соединяют маленькое подмосковное село со странами, куда экспортируются изделия народных художников: Франция, Финляндия, Япония, Англия, Бразилия, Швейцария, США. Федоскинская живопись реалистична. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, что до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда. Несмотря на малый размер миниатюры, мы можем различить на ней всё, например детали упряжи лошади.

          Надежда Стрелкина – потомственная художница в династии художников Бурбышевых. На рубеже XIX-XX вв. прадедушка Надежды владел маленькой фабрикой под названием «Бурбышевская мастерская», производившей расписные лаковые табакерки, серебряные портсигары, кубки и т.д. Надежда Стрелкина – художник с мировым именем. Её творческие работы используются в дизайне разной продукции во многих странах мира. В 1997 году Надежда Стрелкина была награждена хрустальным кубком «Лучший художник года» за серию «Мелодия Ангелов» от американской компании «The Bradford Exchange». Из её работ создана галерея-мастерская «Сказочный мир», которую вы посетите. В экспозиции представлены работы лаковой миниатюрной живописи, созданные художницей за последние 20 лет. Есть сувенирный магазин, где продаётся продукция с работами художницы (открытки, календари, комплекты вышивания, кружки, магниты, футболки).

        История жостовского промысла восходит к началу XIX в., когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII в. в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
        Наряду с табакерками и другими небольшими предметами портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х гг. в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше. В середине XIX в. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
        За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
        Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

^ Вверх