Многодневные автобусные туры

"Возвращённое наследие"

Санкт-Петербург – Пулково – Пушкин – Гатчина – Дылицы – Каменный остров

Архитектурное путешествие с Андреем Чекмарёвым и Алексеем Слёзкиным
• Тематический выезд в Санкт-Петербург с редким набором пунктов
• Недавние реставрации руинированных усадеб в Дылицах и Графской Славянке
• Воссозданные по историческим чертежам дачи Белосельских-Белозерских и Бенуа
• Возрождённые заново церкви по проектам Д. Кваренги и А. фон Гогена
• Отреставрированная киновия Александро-Невской лавры
• Завершившаяся реставрация Новодевичьего монастыря с воссозданной Исидоровской колокольней
• Восстановленный после военных разрушений растреллиевский интерьер церкви Большого Царскосельского дворца
Продолжительность: 2дн./1н.

Программа тура:

Рекомендуемый проезд из Москвы:
Москва – Санкт-Петербург
Любой поезд с прибытием до 07:00.

Санкт-Петербург – Москва
Любой поезд отправлением после 18:30.

09 декабря 2023 года, суббота


06:50 Встреча с гидами в Петербурге на Московском вокзале у памятника Петру I.
07:00-08:15 Завтрак «шведский стол» в гостинице «Октябрьская».
Посадка в автобус. Отправление на экскурсионную программу.

08:30-09:00 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Новодевичий монастырь. Московский просп., 100.
Воскресенский Новодевичий монастырь наследует первой женской обители Петербурга – Воскресенскому Смольному монастырю, упраздненного в 1822. По указу Николая I в 1845 монастырь был возрожден сначала на Васильевском острове, а в 1849 переведен на современное место и к 1854 отстроен по проекту Н.Е. Ефимова как единый симметричный комплекс в русско-византийском стиле, состоящий из собора, келий и двух храмов при них с шатровыми колокольнями. Одновременно с монастырем возник и некрополь, где были выстроены еще три храма. В 1892-1895 перед собором, со стороны Московского проспекта была выстроена Исидоровская колокольня (арх. Л.Н. Бенуа, В.П. Цейдлер), программно переносящая в Северную столицу образ колокольни Ивана Великого. Последним и самым ценным в художественном отношении дополнением ансамбля стала Казанская церковь в модернизированном византийском стиле (1908-1912, арх. В.А. Косяков), оставшаяся недоотделанной и не освящённой.
После закрытия монастыря в 1930-е гг. колокольня и кладбищенские храмы были уничтожены, а собор и келейные церкви обезглавлены.
Возрождение его началось в 1990-е с открытия Казанской церкви. С 2001, после передачи общине основных построек, велась реставрация основного комплекса зданий, ныне завершенная. В 2020-2022 воссоздана колокольня. В Казанской церкви продолжается реставрация росписей Ф. Райляна и установка предусмотренных проектом В.А. Косякова мозаик.

09:30-10:00 ПУЛКОВО. 19 км
Пример полного воссоздания разрушенного во время боёв за Пулковские высоты в 1943 году памятника архитектуры.
Церковь Смоленской Богоматери – единственное, пусть и в копии, напоминание о целой группе компактных сельских храмов в палладианском стиле, спроектированных и построенных по заказу Екатерины II недавно приехавшим в Россию архитектором Джакомо Кваренги. Варьировавшие тему центрических купольных или зальных церквей с двумя звонницами, эти храмы должны были эстетически и идеологически обогатить пейзажи окрестностей Царского Села, придав им сходство с итальянскими ландшафтами. Помимо Пулкова, были сооружены церкви в Московской Славянке, Кузьмине и Федоровском Посаде. Смоленская церковь в Пулкове (1783-1785) была возведена артелью подрядчика Германа Афанасьева на месте, выбранном императрицей, недалеко от деревянной церкви 1757 (разобрана в 1793), наследовавшей древней новгородской, уничтоженной шведами.
После войны от храма остались лишь фундаменты. Воссоздание на новом месте (в 50 м от прежнего) осуществлено в 2011-2016 по проекту арх. Р. Даянова и бюро «Литейная часть-91», финансирование было связано со строительством на прилегающей территории конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум». В воссозданном по старым материалам интерьере иконостас в общих чертах повторяет первоначальный, созданный Д. Кваренги, но академический стиль икон, некогда написанных худ. И.А. Акимовым, заменен на древнерусский.

10:15-11:30 ПУШКИН. 7 км
Пример завершённой к 2019 реставрации сильно повреждённого в годы войны интерьера – Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца.
Храм был заложен в северном торце дворца в 1746 в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, освящен в 1756 г. Интерьер создавался по замыслу арх. С.И. Чевакинского (первоначальный проект 1746) и Ф.Б. Растрелли (в 1747 – 1756, в т.ч. и уличный фасад). В создании резного и живописного убранства (6-ярусный иконостас, 114 икон и 3 монументальных потолочных плафона) принимали участие Г.-Х. Гроот, И. Вебер, Г. Пренер, М.Н. и Ф.Н. Колокольниковы, И.П. Аргунов, Д. Валериани. В 1820 храм сильно пострадал от пожара и восстанавливался по проекту арх. В.П. Стасова худ. В.К. Шебуевым, А.Е. Егоровым и Д. Антонелли, привнесшими классицистические элементы. После пожара 1861 восстановлением руководил архитектор А.Ф. Видов. В церкви проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе. В 1768 был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге Александра I.
В период оккупации Пушкина в 1941-1944 в церкви был устроен гараж, а внутреннее убранство было разграблено. Крыша была пробита, а купола изрешечены пулями.
Реставрационные работы во начались только в 1957, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола. С 1993 в церкви периодически проходили богослужения, формально она была приписана к приходу Софийского собора. Большая реставрация прошла в 2015-2019, после чего храм стал объектом экскурсионного показа.

12:30-13:00 ПАВЛОВСК (ДИНАМО). 57 км
Недавно отреставрированная, но пока неиспользуемая и не открытая для посещений усадьба графини Ю.П. Самойловой – яркий образец ранней эклектики от архитектора А.П. Брюллова.
Место известно с XV в. как новгородский Славянский погост Водской пятины. В 1632 здесь была шведская усадьба Карлберг, принадлежавшая Карлу Карлсону Юлленъельму – незаконнорожденному сыну короля Карла IX. Петр I в 1708 переименовал Карлберг в Славянскую мызу и подарил ее Екатерине I, которая передарила имение своему брату Карлу Скавронскому. При его сыне Мартыне Карловиче в середине XVIII в. возникла новая усадьба с каменным домом и парком, в 1776 ее владельцем стал граф Павел Мартынович Скавронский. После его смерти в 1794 усадьба была унаследована вдовой Екатериной Васильевной, вышедшей замуж за графа Джулио Литту. Литта перестроил дом в «готическом стиле. В 1829 владелицей стала дочь Е.В. Скавронской графиня Юлия Павловна Самойлова, создавшая новую усадьбу по своему вкусу и назвавшая ее Графской Славянкой. Здесь у Самойловой многократно бывали художники и поэты, в т.ч. К.П. Брюллов. В 1846 Самойлова, проживавшая к тому времени в Италии, продала усадьбу Департаменту уделов, после чего она была в очередной раз переименована в Царскую Славянку. В 1870-е здесь была создана школа садоводства и огородничества, а в 1896 – Ольгинский детский приют трудолюбия.
После революции в усадьбе разместили колонию беспризорников, в годы войны в доме находилась штаб-квартира испанской «Голубой дивизии». Усадьба сильно пострадала от обстрелов и к 1990-м находилась в руинированном состоянии.
В 2012 продана частному лицу, проведена реставрация с дальнейшим приспособлением под отель. Комплекс состоит из главного дома (1831-1834, арх. А.П. Брюллов), стилизованного под южную приморскую виллу, и многократно перестроенной церкви св. Екатерины (1743-1748, 1822-1829, 1867-1872, арх. Д. Адамини, А.И. Мельников, А.И. Резанов), сохранившей при этом и объем, и общий дух постпетровского барокко. Церковь, некогда имевшая брюлловский иконостас и иконы, была закрыта в 1938 и вновь открыта в 1941, утратила в ходе военных действий купол и верх колокольни. Полная реставрация завершилась в 2011 г.

Переезд в Гатчину.
Обед в кафе.

14:30-15:00 ГАТЧИНА. 27 км
Одна из последних крупных завершённых реставраций 2023 года – главный собор Гатчины.
Собор апостола Павла (1845-1852, арх. Р.И. Кузьмин) был возведён по воле Николая I в память его отца императора Павла I и расцвета его любимой резиденции. Архитектурно он является оригинальным примером поисков национального «русско-византийского стиля», не ограничивавшихся опытами К.А. Тона. Собор имел иконостасы, сделанные по проекту Ф.Г. Солнцева с иконами работы худ. П. Шамшина, Ф. Бруни, М. Скотти, среди главных реликвий были находившиеся здесь до 1919 «мальтийские святыни» - десница св. Иоанна Предтечи, икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частью ризы Господней. Стенная живопись выполнена худ. Ф. С. Завьяловым по эскизам Ф.Г. Солнцева, в куполе — пророки и евангелисты работы худ. П. М. Шамшина.
После закрытия собора в 1938 иконостасы были демонтированы (сохранены жительницей Гатчины В. Прозоровой и возвращены позже обратно), иконы утрачены (заменены новыми). Собор вновь открылся в 1941. Здание ремонтировалось в 1915 и 1977.
В 2020 началась капитальная реставрация с возвращением фасадам первоначального цветового решения, она завершилась осенью 2023.

15:30-16:30 ДЫЛИЦЫ. 26 км
Отреставрированная новым собственником усадьба Елизаветино – одно из известнейших дворянских гнёзд в окрестностях Гатчины.
Место впервые упоминается в 1500 как новгородский Вздылицкий погост. С 1712 во владении князя Г.И. Волконского, затем, по недоказанным предположениям, цесаревны Елизаветы Петровны, для которой здесь якобы был построен «походный дворец» и разбит парк. В 1750-х или в 1762 мыза Дылицы была выкуплена вел. кн. Екатериной Алексеевной и в 1762 подарена ею камердинеру Василию Григорьевичу Шкурину. В 1852 имение у помещицы Волковой купил князь Пётр Никитич Трубецкой, подаривший его своей жене Елизавете Эсперовне, тогда же усадьба была переименована в Елизаветино. С 1901 имением владели дочь Трубецких Александра Петровна Охотникова и ее муж Владимир Петрович Охотников.
В советское время в усадьбе размещались школа и ПТУ, затем она пришла в запустение, к 1990-м здания находились в руинированном состоянии.
В 2004 главный дом и прилегающая парковая территория были приобретены и восстановлены новыми владельцами – заместителем министра путей сообщения РФ В.И. Ковалевым и его супругой Е.Г. Чепельниковой, церковь продолжала оставаться заброшенной до 2020, когда ее передали епархии и законсервировали для последующей реставрации. Реставрация дворца и вызывающе роскошная отделка его интерьеров, вольно стилизованных под условный «русско-европейский XVIII век», завершилась к 2016, после чего усадьба стала доступна для экскурсий. Архитектура главного дома (1760-е, 1850-е, арх. Г.Э. Боссе) до сих пор вызывает дискуссии о дате постройки и первоначальном облике. В соответствии с проектом Боссе он имеет фасады в духе необарокко, боковая пристройка – «Охотниковский флигель» - датируется 1900-ми. Находящаяся за оградой восстановленной усадебной территории церковь Владимирской Богоматери (1762-1766, арх. С.И.Чевакинский, построена по заказу В.Г. Шкурина, после 1852 служила усыпальницей князей Трубецких) была закрыта в 1940 и пришла в аварийное состояние, в 1990-е рухнула глава. Сейчас памятник полностью укрыт реставрационными лесами.
Экскурсия по усадьбе.

Трансфер в гостиницу «Прибалтийская».
Размещение. Свободное время.

10 декабря 2023 года, воскресенье


08:00 Завтрак в отеле.
Освобождение номеров.
09:00 Отправление на экскурсионную программу.

09:40-10:10 Киновия Александро-Невской лавры. Октябрьская наб., 18.
Киновия (скит) основана митрополитом Михаилом (Десницким) в 1820 на земле, подаренной лавре Петром I ещё в 1714 г. В 1862-1868 на средства братьев-купцов Ф.Ф. и В.Ф. Набилковых по проекту арх. Г.И. Карпова построена Троицкая церковь в русско-византийском стиле. Иконостас в эклектичных формах по эскизу Карпова сделал охтинский резчик И.Е. Абросимов, иконы для него написал академик И.А. Тюрин.
После закрытия в 1935 храм был обезглавлен и разделён перекрытиями на этажи. Отдельно стоявшая со стороны набережной надвратная колокольня (1840-1841, арх. А.З. Комаров) в 1938 снесена. В 1942 разобран на дрова старый храм киновии – деревянная церковь Всех святых (1821), перенесённая на кладбище после строительства каменного. В 2001 Троицкая церковь передана верующим.
В 2015-2019 силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге проведена полная реставрация, вернувшая исторический облик. В интерьере воссоздан иконостас, отреставрированы и заново дописаны академические росписи худ. И.Ф. Михайлова. Ныне киновия имеет статус архиерейского подворья.

10:30-11:00 Церковь Всех Скорбящих «с грошиками». Проспект Обуховской обороны, 24.
Пятиглавая с шатровой колокольней церковь при стеклянном заводе была выстроена в эклектичном русском стиле в 1894-1898 по проекту арх. А.И. фон Гогена и А.В. Иванова на месте сгоревшей от удара молнии деревянной Тихвинской часовни, от которой уцелела святыня – образ Богоматери «Всех скорбящих радость» «с грошиками» - мелкими медными монетами от пожертвований, оставлявшимися в ящике при киоте и прилипшими при пожаре к образу. С тех пор икона считается чудотворной. В 1913 храм был заново расписан худ. С.Т. Шелковым по эскизам А.П. Аплаксина. В 1900-1904 по проекту Г. Г. фон Голи напротив церкви выстроен дом причта (ныне пр. Обуховской обороны, 33). В 1906-1908 специально для почитаемого образа по проекту фон Гогена была выстроена взамен деревянной часовня, интерпретирующая формы придела московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. Мозаики на фасадах выполнены в мастерской В.А. Фролова. В 1911 возле часовни была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка, в миру Матрена Петровна Мыльникова.
После закрытия и сноса храма в 1933 часовня была освящена как церковь, в 1938 закрыли и её. Икона после этого находилась в церкви «Кулич и Пасха».
Обезглавленная часовня, переданная подворью Зеленецкого монастыря, в 1992 была освящена как храм, к 2008 отреставрирована, в интерьере установлены иконостас с иконами худ. Георгия Гашева и точный список с иконы Богоматери «с грошиками». В 2016-2021 воссоздана большая церковь. Мозаики на фасадах выполнил художник-мозаичист Игорь Лаврененко.

11:15-11:40 Церковь Рождества Христова в Песках. 6-я Советская ул., 19
Научное воссоздание снесённого в 1934 году памятника.
Церковь была возведена в 1781-1789 по проекту арх. П.Е. Егорова в слободе придворной Канцелярии строения домов и садов. Храм являлся первой в столице репликой Троицкого собора Александро-Невской лавры. Помимо общей принадлежности к стилю классицизма оба здания имели «французскую» двухколоколенную паперть. На освящении главного престола присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой. Внутри были иконостасы, изготовленные резчиками Канцелярии во главе с И.Ф. Дункером, иконы были написаны худ. И.И. Бельским, А.П. Антроповым и И.М. Тонковым, росписи – худ. Ф.Д. Даниловым и Ф.А. Щербаковым, лепная отделка принадлежала И. Никитину и А. Лобашову. Храм ремонтировался и перестраивался в 1850-1851 арх. В. Ф. Небольсиным и А. И. Шевцовым (приделы выдвинуты на восток) и в 1886-1887 арх. И.П. Ропетом (входной портик по превращен в притвор). В 1898 церковь обнесли оградой с металлической решеткой.
В 1934 храм был закрыт и вскоре снесён, на его месте разбит сквер.
В 2005 был зарегистрирован приход, в 2014 получено разрешение на воссоздание, его спонсорами стали компания «Эталон» и группа частных лиц. Проект научного воссоздания разработан арх. Р.М. Даяновым и его архитектурным бюро «Литейная часть-91». Работы были начаты в 2018 и завершены в 2020. Фасады проектировались на основе архивных чертежей и фотографий, внутреннее убранство стилизовано под стиль конца XVIII в., написаны иконы в духе работ В.Л. Боровиковского и его времени. Авторский коллектив: Л.М. Черновол, Т.А. Сидорова, Я.В. Крупенская, П.А. Думина.

12:10-12:40 Дача Бенуа. Тихорецкий просп., 17А
Загородная ферма, построенная на арендованном в 1890-е участке земли архитектором Юлием Юльевичем Бенуа в 1904 г. В комплекс входили деревянный двухэтажный дом с башней, коровники, сараи, ветряная водокачка.
После национализации – совхоз, выведенный с застраиваемой городом территории в 1967.
В 2001 дом сильно пострадал от пожара, в 2011 его руины проданы, в 2014 сломаны и к 2017 он выстроен заново из железобетона и обшит деревом с отступлениями от исторического вида. Используется как детский центр «Школа Бенуа».

12:00-12:45 Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12-14 (Каменный остров)
Один из первых и хрестоматийных образцов чистого модерна в русской архитектуре, построена в 1898 для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд по проекту В.И Чагина и В.И. Шёне. Около 1901 года дачу приобрёл Анатолий Павлович Демидов Сан-Донато. В 1910-1916 годах были выполнены надстройки и пристройки к основному объёму. В начале 1980-х здесь снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 2008 из-за поражения белым домовым грибом здание предлагали реставрировать методом сноса и воссоздания, однако в 2017-2019 она была отреставрирована без разборки.

Каменноостровский театр. Наб. р. Крестовки, 10 (Каменный остров)
Относительно недавняя (2006-2012) реставрация с элементами реконструкции – спасение уникального для Санкт-Петербурга деревянного Каменноостровского театра. Театр в стиле классицизма был возведен арх. С.Л. Шустовым как временный (на 1 сезон) в 1827 для выездных спектаклей императорских театров (на Каменном острове была собственная дача Николая I). В 1843-1844 здание реконструировали по проекту арх. А.К. Кавоса, подведя кирпичный фундамент и полностью сохранив объем зрительного зала. Здание использовалось как театральное до 1859, эпизодические постановки продолжались до 1881. Затем театр закрыли и отдали под склад декораций. В 1900-х его хотели снести, но вмешалась общественность. В 1907 был восстановлен паркет из дуба, в 1915 проведена реставрация фасадов.
После революции театр оказался бесхозным, его заселили беспризорники. В октябре 1931 поступило предложение о разборке театра, но в 1932 его передали дирекции ЦПКиО, провели внутреннюю реконструкцию и поставили на охрану как памятник. До 1938 театр использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха, в 1943 здание передали госпиталю и открыли в качестве кинозала для раненых. В 1964-1967 по проекту арх. И. Н. Бенуа была проведена реставрация фасадов, но полностью переделано внутреннее устройство. Затем здание использовалось Ленинградской студией телевидения, концертной и репетиционной площадкой оркестра им. В.В. Андреева, клубом спортивного бального танца.
В 2005 здание передали Большому драматическому театру, в 2006-2012 была проведена капитальная реставрация с созданием подземного пространства. Генеральным подрядчиком выступила компания «Интарсия», генеральным проектировщиком НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект». Проект реставрации разработан НИИ «Спецпроектреставрация». Концепция интерьеров театра спроектирована арх. В. Бурыгиным и главным художником АБДТ Э. Кочергиным. Для создания современного сценического оборудования были привлечены иностранные специалисты. Проведена полная реставрация деревянного здания и его интерьеров с сохранением 80% подлинных конструкций и деталей. На XIX Европейской специализированной выставке по реставрации и охране памятников Denkmal-2010 в Лейпциге проект удостоился золотой медали.

13:00-13:30 Летний дворец князей Белосельских-Белозерских. Крестовский просп., 34
Пример научного воссоздания утраченного в 1960-е здания.
Дворец построен в 1846-1847 на принадлежавшем с 1803 Белосельским-Белозерским Крестовском острове, проект был выполнен арх. А.И. Штакеншнейдером. Крестообразная композиция с центральным куполом и рокайльная отделка явно наследуют главном корпусу охотничьего дворца Ступиниджи по Турином – одной из резиденций Савойской династии. Летний дворец был задуман князем Эспером Белосельски-Белозерским, после его внезапной смерти строился и отделывался под наблюдением вдовы, княгини Е.П. Белосельской-Белозерской, и предназначался для их сына Константина. В 1884 он продал городской дворец на Невском (знаменитый шедевр А.И. Штакеншнейдера) великому князю Сергею Александровичу, сделав летний дом на Крестовском своим главным местом проживания.
С 1919 по 1929 в национализированном здании размещался учебно-вспомогательный питомник Сельскохозяйственного музея. В 1929, при активном содействии С.М. Кирова, дворец отдали под 1-й в СССР техникум целлюлозно-бумажной промышленности. В 1941 здание сильно пострадало от немецкой бомбардировки и в 1960-х было полностью разобрано. Оставалась лишь гранитная пристань и часть ограды.
В 2002 корпорация «Петербургреконструкция» приступила к полному воссозданию воссоздание дворцовой усадьбы Белосельских-Белозерских с целью размещения в ней элитного апарт-отеля. Инвестором выступила некая зарубежная компания. Работы завершились к 2006, после чего здание было поставлено на охрану в качестве памятника. В 2019-2020 проведена его реставрация.

Обед в кафе города.

15:00-17:00 Музей христианской культуры. Пер. Лодыгина, 5.
Новый частный музей Санкт-Петербурга, открытый в 2021. Основная экспозиция, оформленная по последним стандартам музейного дизайна и технологии, включает более 700 подлинных произведений мирового искусства. Значительная ее часть посвящена русской иконе, в отдельных залах качественными образцами представлена живопись Италии и Нидерландов эпохи Возрождения. Несколько выставочных пространств под тематические экспозиции: «Равноапостольный Константин Великий. Искусство первых веков христианства и Византийской империи», «Русская религиозная живопись XIX — начала ХХ века», «Император Николай II: семья и престол», «Фаберже — поставщик Императорского двора».
Обзорная экскурсия по всей экспозиции (включая Фаберже и итальянское возрождение).

18:30 Окончание программы на Московском вокзале г. Санкт-Петербург.

В стоимость включено:
- транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса;
- проживание: 1 ночь в гостинице «Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya Hotel & Congress Center» г. Санкт-Петербург;
- питание: 2 завтрака, 2 обеда;
- экскурсионная программа (включая билеты в музеи);
- работа гидов.

В стоимость не включено:
ж/д переезд Москва – Санкт-Петербург – Москва.

Фирма оставляет за собой право изменять последовательность посещения объектов, а также на замену музеев, не уменьшая общего объёма программы.
@BTN_ZAKAZ@
^ Вверх