Многодневные автобусные туры

"Северная Осетия: горы, башни, станицы"

Северная Осетия – Ингушетия – Кабардино-Балкария

Авторские поездки Андрея Чекмарёва и Алексея Слёзкина

• Колорит старых улиц губернского Владикавказа: калейдоскоп стилей
• Этапы истории Владикавказа: от крепости до крупного центра автономии
• Музейные коллекции бывшей столицы Терской области
• Захватывающие пейзажи Кавказа: горы и ущелья
• Башенная культура кавказских народов на ее лучших примерах
• Раритеты аланской христианской архитектуры: загадки и находки
• Палитра церковного наследия в казачьих станицах предгорий
Гостиница Владикавказ 3*
Продолжительность: 5дн./4н.

Программа тура:

Рекомендуемый проезд из Москвы: (раскрыть)

11 июня 2025 г. (среда)


06:30 Сбор группы и встреча с гидами на станции Минеральные воды на привокзальной площади.
Посадка в автобус.
Отправление на экскурсионную программу.

Завтрак в кафе на маршруте.

ПРОХЛАДНЫЙ. 104 км, 10:00-10:30
Нас. 60 тыс. чел. Вырос из казачьей слободы Прохладной, основанной в 1765 на Моздокской укреплённой линии. В 1824 слобода была преобразована в станицу, славилась крупной Воздвиженской ярмаркой. Город с 1937.
Никольская церковь (1882-1886, арх. В.И. Грозмани, колокольня 1901, арх. Михаил Сурмиевич, до 1967 стояла отдельно) в неовизантийском стиле, построена по одному проекту с собором в Кисловодске (не сохр.). Закрывалась в 1937-1942, в 1970-е был обновлен интерьер.

МАЙСКИЙ. 17 км, 11:00-11:30
Нас. 26,6 тыс. чел. Бывшая станица Пришибская, основанная в 1822 в ряду укреплений Кабардинской линии. В кон. XIX в., после прокладки железной дороги, рядом стал расти поселок при станции Котляревская. В 1925 пос. Котляревский и станица Пришибская объединены в пос. Майский. Город с 1965. Сохранилась церковь Михаила Архангела (1905-1909) в неовизантийском стиле. Закрывалась в 1939-1943, сохранился аутентичный интерьер. Росписи поновлены в 1988.

АРДОН. 65 км, 12:45-13:15
Нас. 18,9 тыс. чел. Ардонское укрепление основано в 1824, названо по реке Ардон (по-осетински – бешеная река), при нем стало расти село, населенное горцами-осетинами. В 1838 рядом основана станица. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. Город с 1964.
Георгиевская церковь (1898-1901, арх. Ф.А. Ковалев) в византийском стиле, с боковыми конхами и шатровой колокольней сменила собой деревянную. В 1930-е была закрыта, но в 1942 открыта вновь. В 2000 поставлен новый иконостас. Сохранились росписи (1911).

Обед в кафе на маршруте.

АЛАГИР. 21 км, 14:45-15:30
Нас. 21,3 тыс. чел. Город при входе в Алагирское ущелье, название в переводе с осетинского означает «Верхняя Осетия». Образовался в 1850 как посёлок серебросвинцового завода, в 1863 был преобразован в станицу, с 1938 город. Свыше 90% осетины. Известен бальнеологическим курортом «Тамиск» (осн. в 1937). Бывший заводской Вознесенский собор (1851-1853, арх. кн. Григорий Григорьевич Гагарин) сложен из розового туфа, отчасти стилизован под средневековые храмы Закавказья. В 1931-1989 был занят краеведческим музеем, в интерьерах росписи кон. XIX в., в создании которых участвовал Коста Хетагуров. От завода сохранились водонапорная башня и корпус переработки руды, занятый с 2004 музеем горной промышленности. В Алагире берёт начало Транскавказская магистраль (1974-1986), соединяющая Северную Осетию с Южной.

НУЗАЛ. 34 км, 16:15-17:00
Горняцкий посёлок на обочине Транскавказской магистрали, переживший «золотую эпоху» в 1930-х, в период бурной разработки свинцово-цинковых месторождений в соседнем Садоне, ныне пребывает в упадке. Посреди посёлка стоит маленькая т.н. Нузальская часовня (XIII-XIV вв.), одна из самых дискуссионных построек Северного Кавказа. Типологически она близка к осетинским склепам-заппарзам, при этом в интерьере сохранились единственные в Осетии средневековые росписи на христианские сюжеты, выполненные, вероятно, мастером из Грузии примерно во 2-й пол. XIV в.

Переезд во Владикавказ (71 км).
18:30 Размещение в гостинице «Владикавказ».
Свободное время.

12 июня 2025 г. (четверг)


07:00 Завтрак.
08:00 Отправление на экскурсионную программу.

ЭРЗИ. 35 км, пеший подъем 400 м, 09:00-11:00
Самый эффектный из башенных комплексов Ингушетии, занимает гребень высокого кряжа под Столовой горой; в некоторых ракурсах на заднем плане открываются десятки башен соседних комплексов, разбросанных по Джейрахскому ущелью. Название Эрзи в переводе с ингушского – «Орёл», в память о найденном в XIX в. на одной из башен «Орле Сулеймана», древнейшем известном предмете исламского искусства Ближнего Востока (изготовлен в 796-797 гг. предположительно в Басре, с 1931 экспонируется в Эрмитаже, точная копия в 2013 передана в музей Назрани). Как и большинство башенных комплексов Ингушетии, Эрзи – выразительный ансамбль жилых и оборонительных построек с расплывчатыми датировками, опустевший в 1944 г. с депортацией ингушей. Создание комплекса приписывается Янду Строителю Башен, самому знатному из вайнахских зодчих, жившему в XVII в.; купольный мавзолей в Эрзи почитается как «Яндова могила». В составе комплекса более полусотни построек, среди них восемь полностью сохранных боевых башен со ступенчатыми покрытиями, в т.ч. самые высокие (более 30 м) боевые башни Ингушетии. Подъезд непосредственно к башням сильно затруднён, подниматься в Эрзи необходимо от селения Ольгети на дне Джейрахского ущелья.

ЭГИКХАЛ. 25 км, 11:45-12:45
Башенный комплекс у подножия горы Эгилом, на спуске с перевала Цей-Лоам (2100 м) в Таргимскую котловину – средневековое ингушское «Троеградье». Самый крупный ансамбль «Троеградья» выделяется грандиозным масштабом: в составе Эгикхала пять боевых, шесть полубоевых, 50 жилых башен и более сотни склепов разной степени сохранности. Фактически это крупный средневековый город, откуда вышли семь фамилий-тейпов – среди них Аушевы (в т.ч. первый президент Ингушетии Руслан Аушев) и Газдиевы (в т.ч. похороненный в Эгикхале писатель Идрис Базоркин, автор главного ингушского романа «Из тьмы веков»). Упадок города и переселение его жителей на равнину начались ещё в XVIII в., из-за чего большинство башен невозможно идентифицировать. Состояние многих построек плачевное, для проживания пригодна единственная башня Аушевых.

ВОВНУШКИ. 10 км, 13:15-15:15 (1 ч + )
Наиболее доступный и вместе с тем впечатляющий башенный комплекс в Гулойхийском ущелье, на фоне вершин «Ингушского Олимпа» – хребта Цорей-Лоам. Три мощные башни воздвигнуты на вершинах отдельно стоящих скал, название дословно переводится как «место оборонительных башен». Жилые постройки ниже по склонам почти не сохранились, в хорошем состоянии поддерживается только комплекс мавзолеев и склепов: из Вовнушек происходит крупнейшая ингушская фамилия-тейп Оздоевых, представители которых чтут комплекс как фамильную реликвию.

Обед на маршруте, возможно пикник (по погодным условиям).

ТХАБА-ЕРДЫ. 6 км, 15:30-16:15
Компактная базилика на пологом склоне долины Гулойхи, один из самых загадочных архитектурных памятников Кавказа; согласно ингушскому экскурсионному канону – «старейший православный храм России». Каменное здание на этом месте прослеживается с VIII в., его исходная конфессиональная принадлежность является предметом споров; православная церковь неизвестного посвящения здесь была выстроена, вероятно, грузинскими мастерами в XI-XII вв., но сохранилась фрагментарно. Нынешний Тхаба-Ерды сложен из её обломков вайнахскими каменщиками в XVI-XVII вв. и служил уже главным языческим святилищем горной Ингушетии, здесь заседал совет вайнахских старейшин. В 1969-1971 Тхаба-Ерды впервые отреставрировали, с 2012 после очередной реставрации эпизодически проводятся православные богослужения.

ТАРГИМ. 4,5 км, 16:30-17:30, осмотр из-за реки
Некогда многолюдный аул Таргим исторически выступал метрополией в ингушской колонизации «плоскостей» – сначала Тарской котловины, затем долины Сунжи; отсюда происходят 42 фамилии-тейпа, включая Мальсаговых (Карцхал Мальсагов считается основателем Назрани). Здесь сохранились четыре боевые башни, расставленные ромбом по углам селения, остовы четырёх полубоевых и 16 жилых башен. Чуть в стороне – кладбище с пятью башнеобразными святилищами. Комплекс стоит за рекой Асса, лучшие виды с дороги открываются от развалин церкви Алба-Ерды. Исходный храм построен приблизительно в 830-х, вероятно, мастерами из Грузии в первую волну христианизации вайнахов. Грузинское название храма, данное миссионерами из Картлийского царства – Твирлис-Цминда (Воскресенский собор). Стены существующего здания сложены в основном в XVII в., уже в бытность храма языческим святилищем. Со смотровой площадки помимо Таргима виден ряд более мелких комплексов, а с обратной стороны – комплекс Хамхи, третий в ингушском «Троеградье» и идентичный Таргиму по набору башен, но не столь зрелищный.

19:00 Возвращение во Владикавказ (переезд 61 км, 1,5 часа).
Свободное время.

13 июня 2025 г. (пятница)


07:30 Завтрак.
08:30 Отправление на экскурсионную программу.

КАДАРГАВАН. 43 км, 09:30-10:15
Глубокий (до 60 м) и узкий (до 2-3 м) каньон, прорезанный рекой Фиагдон параллельно автодороге между скалами Куртатинского ущелья. Оборудованы смотровые площадки, прогулочные тропы и мостки.

ДЗИВГИС. 2 км, 10:20-11:00
Селение между рекой Фиагдон и обрывами горы Кариу-хох в теснине Куртатинского ущелья. К естественным пещерам в склонах горы в XIII-XVI вв. были пристроены шесть каменных башен, вместе образующих Дзивгисскую наскальную крепость, один из крупнейших и наиболее защищённых подобных комплексов на Кавказе. В мирное время башни соединялись навесными деревянными мостами, в боевых условиях каждая оборонялась автономно. На пологом склоне над крепостью сохранились труднодоступные склепы XVII-XIX вв., в основном сильно повреждённые. Постоянных жителей в Дзивгисе почти не осталось, однако место пользуется известностью благодаря почитаемому святилищу Уастырджи – небожителю из Нартского эпоса, покровителю мужчин и воинов, который по мере распространения в Осетии христианства стал отождествляться с Георгием Победоносцем. При святилище по меньшей мере с XVI в. содержится православный Георгиевский храм, который мирно соседствует с исходными реликвиями – двумя надочажными цепями. В 1613 и 1663 гг. грузинские цари Георгий и Арчил жертвовали сюда церковные колокола, сохранившиеся до наших дней. Существующий каменный храм, традиционный для осетинского зодчества, сложен не позже XVII в., нынешний вид приобрёл при ремонте 1902 г., о чём сохранилась памятная надпись. Каждый год в конце ноября здесь совершаются многолюдные празднества в честь Уастырджи, приуроченные к окончанию сбора урожая.

ВЕРХНИЙ ФИАГДОН. 4 км, 11:10-11:30
Крупный горный посёлок, «столица» Куртатинского ущелья. При блеклом архитектурном облике любопытен образцами монументального искусства. На въезде в Фиагдон – трогательный памятник погибшим в Великую Отечественную войну: конь, склонивший голову у надгробия кавалериста (1971, скульптор Даурбек Цораев). Тут же стоит избежавший демонтажа аутентичный бюст Сталина (нач. 1950-х), а поблизости, в придорожных кустах – примитивный камень с надписью «Ленин», за счёт таблички с датой «21.01.1924» претендующий на звание старейшего памятника Ленину в мире.

ХИДИКУС. 8 км, 11:45-12:15
Аланский Успенский мужской монастырь, самый южный и самый высокогорный в России (ок. 2000 м над уровнем моря. В 2000-2003 гг. община жила в Беслане, затем переехала в местечко Хидикус, где была отремонтирована и передана монастырю небольшая Мироносицкая церковь (нач. XX в.) у моста через Фиагдон. Рядом на крутом берегу в 2000-х отстроен масштабный, облицованный камнем комплекс жилых и хозяйственных зданий с башнями, арочными галереями и собором Иверской-Моздокской иконы Божией Матери, композиционно близким Сентинскому храму, что можно рассматривать как пример современной контекстуальной архитектуры. Интерьер собора расписан в византийской традиции. В нескольких километрах от монастыря вверх по ущелью сохранилась древняя часовня (руб. XII-XIII вв., многократно ремонтировалась, последний раз в 1900 г.), в которой Иверская икона – дар осетинам от царицы Тамар – хранилась около 600 лет, пока не была перенесена в собор города Моздока, где исчезла после революции.

12:30-13:30 Обед в Фиагдоне.

ДАРГАВС. 19 км (16,5 км от Фиагдона, начальный участок грейдер), 14:15-15:45
Село в центре компактной Даргавсской котловины, связанной с Куртатинским ущельем и внешним миром посредством удобного Какадурского перевала. Даргавсская котловина изобилует археологическими памятниками, жилыми и сторожевыми башнями; из этой местности происходили многие знатные роды средневековой Осетии. На краю села находится Даргавсский склеповый могильник («Город мёртвых») – тесно расставленные над рекой Гизельдан 95 каменных склепов с открытыми захоронениями XIV-XVIII вв., самый крупный ансамбль такого рода на Северном Кавказе и наиболее зрелищная рукотворная достопримечательность Северной Осетии.

17:30-19:00 Владикавказ (переезд 65 км).
Подъезд к отдалённым объектам во Владикавказе (особняк Бёме, особняк Ястремского и кирха; лечебница Исаковича).

Возвращение в гостиницу.
Свободное время.

14 июня 2025 г. (суббота)
Пешеходный день


07:45 Завтрак.
08:45 Выход на пешую прогулку.

ВЛАДИКАВКАЗ
Нас. 292 тыс. чел., 63% осетины. Столица Северной Осетии, единственный крупный город республики. Основан в 1784 как крепость на Тереке при входе в Дарьяльское ущелье около ингушского селения Заур. После перехода в 1801 Картли-Кахетии в русское подданство – центральный транзитный пункт на Военно-Грузинской дороге. В 1858 крепость получила каменные стены с бойницами и башнями. Статус города только с 1860, после череды успехов в Кавказской войне. С 1863 центр Терской области. В 1875 соединен железной дорогой с Ростовом-на-Дону, что дало толчок к бурному экономическому росту и интенсивному строительству; в 1904 пущен электрический трамвай. С февраля 1919 по март 1920 г. город был занят Добровольческой армией генерала Деникина. После Гражданской войны вновь ненадолго стал фактической столицей Северного Кавказа, в 1931 переименован в Орджоникидзе, а к 1934 подконтрольная городу территория ужалась до Северо-Осетинской автономии. В Великую Отечественную являлся одной из целей кавказской группировки вермахта, её прорыв к Дарьяльскому ущелью был заблокирован в ноябре 1942 г. в ходе Нальчикско-Орджоникидзевской операции. В 1944-1954 назывался Дзауджикау, затем вновь Орджоникидзе, в 1990 возвращено первоначальное имя. Из столиц северокавказских республик Владикавказ наиболее европеизирован и космополитичен, несмотря на упадок большинства промышленных предприятий выделяется относительным экономическим благополучием.

Единственный в нынешних границах России город «губернского» уровня, помещённый в горном ландшафте. Перспективы продольных улиц и набережных Терека замыкают склоны Кавказа, при этом город вытянут с севера на юг вдоль Терека более чем на 10 км, заходя южными предместьями в Дарьяльское ущелье. Через реку переброшены шесть автомобильных и четыре пешеходных моста.
Крупные жилые районы лежат на левом (западном) берегу, где исторической застройки немного, однако находится самый яркий архитектурный памятник – Суннитская мечеть (1900-1908, бакинский арх. Иосиф Плошко) в мавританском стиле, также известная как «Мухтаровская» по имени главного спонсора, нефтепромышленника Муртазы Мухтарова (с 1940-х и до 1994 не действовала). Конный памятник генералу Иссе Плиеву (1997, скульпторы Борис Тотиев и Николай Ходов) – главный «открыточный» образ города. Главная историческая доминанта центра, Михаило-Архангельский собор (1872-1894, арх. В.И. Грозмани), снесен в 1930-е, взамен в левобережье выстроен отчасти напоминающий его Георгиевский собор (1996-2003, арх. Юрий Наниев).

Основные достопримечательности сконцентрированы на правом берегу Терека. Самая представительная улица центра – проспект Мира (б. Александровский, старинный променад Владикавказа), фактически бульвар, идущий с юга, от площади Свободы с Домом Советов (1936-1940, арх. Петухов, Б.Р. Симонов, ар-деко). Рядом находится сильно зареставрированная армянская церковь Григория Просветителя (1843, ул. Чермена Баева, 15) в характерных средневековых армянских формах. В застройке просп. Мира выделяются: гостиница «Париж» (угловой корпус с башней 1880, пристройка в стиле модерн 1909, д. 10), дом общества взаимного кредита (1902, арх. П.П. Шмидт, модерн, д. 15), гостиница «Империал» (1894-1896, эклектика, д. 19), торговый дом Киракозова-Оганова (1910, арх. П.П. Шмидт, д. 38), особняк Андреевых (1883, эклектика, д. 34).
Многочисленные особняки, доходные дома и конторы и прочие здания рубежа XIX-XX вв., часто в лапидарных формах кирпичного модерна, сохраняются в прилегающих к проспекту Мира кварталах: кирха (1911, занята филармонией, ул. Льва Толстого, 22), особняк Б.Р. Бёме (1903, арх. П.П. Шмидт, Павловский пер., 5), особняк Ястремского (1904, арх. И.В. Рябикин, ул. Миллера, 33), доходный дом П.А. Папунова (1913, ул. Революции, 60), здание фирмы «Киракозов-Оганов» (нач. ХХ в., арх. Е.И. Дескубес, ул. Джанаева, 20), особняк А.В. Замкового (1905, арх. В.В. Грозмани, ул. Баллаева, 7), особняк барона Штейнгеля (1890-е, ул. Максима Горького, 4), собственный дом арх. Павла Шмидта (1907-1908, ул. Максима Горького, 30), доходный дом Воробьева (нач. ХХ в., арх. И.В. Рябикин, ул. Бутырина, 7), музей Терской области (1907-1914, арх. И.В. Рябикин, с 1966 Музей осетинской литературы им. К.Л. Хетагурова, Музейный пер., 3). На периферии старого центра расположены Шиитская (персидская) мечеть (нач. 1870-х, с 1963 планетарий, ул. Кирова, 14), лечебница доктора К.А. Исаковича (ул. Тамаева, 51), театр кукол «Саби» («здание зрелищное», 1914, арх. И.В. Рябикин, ул. Титова, 13), городское двухклассное женское училище (1914, ул. Маркова, 44), железнодорожный вокзал (1960, арх. Н.Д. Яковенко, ул. Маркова, 24), комплекс университета (главный корпус 1938, ул. Ватутина, 46А).

Экскурсия в художественный музей
Торговый дом Оганова (1902-1903, арх. И.В. Рябикин, модерн; ныне художественный музей, сохранилась отделка интерьеров, постоянная экспозиция: русское искусство XVII – нач. ХХ вв., искусство 1960-1980-х гг., национальное искусство Осетии).

Обед в кафе в центре города.

Свободное время.
Возвращение в гостиницу самостоятельно.

15 июня 2025 г. (воскресенье)


07:00 Завтрак.
Освобождение номеров.
08:00 Отправление на экскурсионную программу.

МОЗДОК. 109 км, 10:00-11:15
Нас. 35,6 тыс. чел., второй город Северной Осетии, центр Моздокского района, соединённого с остальной республикой узким коридором между землями Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Крепость в урочище Моздок (с кабардино-черкесского «глухой лес») на левом берегу Терека выстроена в 1763-1765 гг. подполковником Петром Гаком. Моздок был отведён крестившемуся князю из Малой Кабарды Кургоко Канчокину с дружиной из крещёных черкесов и осетин, которые составили основу первого моздокского гарнизона, быстро разраставшегося за счёт пополнений русскими регулярными войсками и казаками. В 1774 в Моздокской крепости делегация осетинских старейшин приняла российское подданство. В 1784 открылось сообщение с Тифлисом по Военно-Грузинской дороге, через год крепость и её форштадты были объединены в уездный город Моздок Кавказской губ. На рубеже XVIII-XIX вв., до перенаправления Военно-Грузинской дороги на станицу Екатериноградскую и возвышения Владикавказа, Моздок был фактическим центром российской экспансии на Северном Кавказе. Проводились крупные ярмарки, в 1823 крепостные братья Дубинины основали в Моздоке один из первых в мире нефтеперегонных заводов, просуществовавший около 20 лет. В 1835 упразднена крепость, а в 1847 и уезд. Новое оживление в Моздок пришло только в 1913 с прокладкой железной дороги. С 23 августа 1942 г. по 3 января 1943 г. город был оккупирован вермахтом. В 1944 Моздок передали из Ставропольского края в Северную Осетию, включив в Моздокский район часть территорий упразднённой Чечено-Ингушской АССР – в 1992 г. приграничный спор станет одной из причин осетино-ингушского конфликта. Несмотря на богатую событиями историю, архитектурное наследство Моздока скудно, многие яркие постройки, в т. ч. пятишатровый Успенский собор (1877-1894) утрачены в советский период или изуродованы варварским ремонтом.
В центре можно отметить трёхэтажный угловой дом Ходжаевых (1910-е, модерн, ул. Кирова, 29), фотоателье Никиты Иоаннесьянца (1873-1874, ул. Кирова, 35), торговое здание и особняк (модерн, ул. Кирова, 18-20), дом Великанова (модерн, ул. Кирова, 32), заброшенную Кирилло-Мефодиевскую школу (1913, неорусский стиль, Армянская ул., 11, рядом дуб – ровесник Моздока) и Успенско-Никольскую церковь (1898, ул. Шаумяна, 50) – первоначально армянскую, переданную РПЦ в 1945. Здесь хранится чтимый список утраченной Иверской Моздокской иконы Божией Матери из снесенного собора.

ПАВЛОДОЛЬСКАЯ. 18 км, 11:45-12:30
Станица основана в 1777. Церковь Спаса Нерукотворного (1906-1913) – крупный пятиглавый эклектичный храм. В советское время был закрыт, ныне отреставрирован, убранство новое. На кладбище сохранилась скромная Никольская церковь (1889).

НОВО-ОСЕТИНСКАЯ. 7 км, 12:45-13:15
Станица основана в 1810. Сохранилась монументальная Никольская церковь (1912-1918, арх. И.В. Рябикин по первоначальному проекту И.И. Богданова) в неовизантийском стиле с двухъярусным барабаном. Внутреннее убранство новое и скудное.

ЧЕРНОЯРСКАЯ. 4 км, 13:20-13:50 (при наличии времени)
В 1805 дигорскими переселенцами основано селение, в 1825 по инициативе генерала Ермолова оно преобразовано в станицу, всех жителей зачислили в казачье сословие. До сих пор осетины составляют большинство населения. Национальный колорит сохранило и кладбище, на котором в 1904 г. по инициативе и на средства семейства местных казаков Валаевых построена кирпичная Петропавловская церковь с усыпальницей заказчиков. В советское время она была закрыта, с 1999 вновь действует. ЕКАТЕРИНОГРАДСКАЯ. 20 км, 14:15-15:00
Нас. 3,6 тыс. чел. В 1777 была заложена крепость св. Екатерины со станицей Екатерининской, в 1783 преобразованные в город Екатериноград, служивший с 1786 столицей Кавказского наместничества. В 1790 административный центр губернии был перенесён в Астрахань (в 1802-1822 – в Георгиевск), а Екатериноград стал обычным уездным городом, а с 1802 – заштатным городом Моздокского уезда. В 1822 лишен городского статуса и стал станицей. Сохранился собор св. Евфимия (1844-1850), построенный по указу Николая I после его посещения Екатериноградской в 1837. При строительстве использовали разобранные постройки крепости. Собор был закрыт в 1940, вновь действует с 1991. Также сохранилась Триумфальная арка (1783-1785), возведенная якобы по указанию князя Г.А. Потемкина в стиле классицизма, отмечающая начало Военно-Грузинской дороги.

Переезд в Минеральные Воды (127 км).
Обед в кафе на маршруте.

19:00 Окончание программы на ж/д вокзале Минеральные Воды (трансфер в аэропорт).

В стоимость включено:
- транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса;
- проживание: 4 ночи в гостинице «Владикавказ» г. Владикавказ,
- питание: 5 завтраков, 5 обедов;
- экскурсионная программа (включая билеты в музеи);
- работа гидов.

В стоимость не включено:
- Проезд по железной дороге Москва – Минеральные Воды – Москва.

Фирма оставляет за собой право изменять последовательность посещения объектов, а также на замену музеев, не уменьшая общего объёма программы.
@BTN_ZAKAZ@
^ Вверх