Многодневные автобусные туры
"Между Пьяной, Сурой и Волгой"
Нижегородская область
Архитектурное путешествие с Андреем Чекмарёвым и Алексеем Слёзкиным
Продолжительность: 3дн./2н.
Программа тура:
Рекомендуемый проезд из Москвы:поезд 112М до СТАНЦИИ СЕРГАЧ. Отправление с Казанского вокзала в 23:38. Прибытие в Сергач 08:13.
Билеты на поезд туристы покупают самостоятельно.
23 апреля 2021 года, пятница
08:15 –
Сбор группы и встреча с гидами на станции Сергач у входа в здание вокзала (со стороны путей).
–
Посадка в автобус.
–
Завтрак в кафе на маршруте.
СЕРГАЧ. 4 км (09:45-10:15)Нас. 20 тыс. чел. Впервые как поселение на реке Пьяне упоминается в 1382, вновь возникает в источниках в 1649 как казённое село поташной конторы. В 1779 преобразован в уездный город. В XVIII-XIX вв. был одним из самых слабо развитых и бедных, славился дрессировкой медведей. В современном городе сохранились единичные старые здания, в т.ч. церковь Владимирской Богоматери (1820), железнодорожный вокзал в неоклассическом стиле (1914, арх. А.В. Щусев) и купеческий дом с мемориальной доской о проезде через Сергач А.С. Пушкина.
Церковь Михаила Архангела (1848-1862) в бывшем селе Кладбищи. Деревянный храм на этом месте упоминается в 1702, по преданию, он был возведен над захоронением жертв Пьянского побоища 1377 г. Существующая церковь построена по прошению местных крестьян, в русско-византийском стиле. В 1930-е была закрыта, в 1990-е вновь передана приходу, интерьер новый.
КАМЕНКА. 47 км (11:00-11:30)
Усадьба Левашовых. Основана генерал-поручиком И.В. Левашовым в середине XVIII в., затем принадлежала его сыну генерал-поручику А.И. Левашову. От усадьбы сохранились фрагменты парка. Из двух церквей уцелела более ранняя церковь Иоанна Богослова (1779) в стиле барокко. Закрывалась в 1930-е, но вновь возвращена приходу в 1945, сохранился ценный барочный иконостас.
ЖДАНОВО. 20 км (12:00-12:30)
Усадьба Пашковых-Андреевских. Село упоминается в 1624 как владение татарского мурзы Ждана Мустафина Томаева. В 1780 называлось Воскресенское (по деревянной церкви), «Большое Жданово тож», принадлежало А.И. Пашкову. После замужества дочери А.А. Пашкова Елизаветы перешло во владение её мужа генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года С.С. Андреевского. Из села родом известная священническая династия Розовых. Усадебный дом сохранялся еще в годы войны, в нем размещался госпиталь. Сейчас осталась только Троицкая церковь (1811) в стиле классицизма, построенная по заказу А.А. Пашкова по тому же проекту, что и московская церковь Вознесения на Гороховом поле (приписывается М.Ф. Казакову). Храм был закрыт и разграблен в советское время, готовится его восстановление. К востоку от церкви сохранилась усыпальница в неоготическом стиле. На территории недавно обнаружена надгробная плита генерала С.С. Андреевского (1784-1842).
ОЖГИБОВКА. 22 км (13:00-13:20)
Усадьба Бобоедовых, упоминается в связи с пугачёвским бунтом, когда в 1774 семья помещиков была спасена от расправы пугачёвцев одним из их предводителей Герасимом, бывшим печником Бобоедовых. Сохранилась заброшенная Троицкая церковь (1824) в стиле классицизма, построенная по заказу отставного офицера В.П. Бобоедова.
СТАРИНСКОЕ. 16 км (13:45-14:10)
Усадьба Приклонских. Одно из старейших русских сёл Сергачского уезда, известно с нач. XVII в., с 1682 принадлежало стольнику Ю.А. Приклонскому. После пожара в 1816 усадьба заново отстроена поручиком И.Н. Приклонским. Его сын И.И. Приклонский был уездным предводителем дворянства, а внук, И.И. Приклонский, губернским предводителем и гофмейстером двора. На его дочери Александре был женат внучатый племянник А.С. Пушкина Лев. Сохранился уникальный альбом с более чем 100 фотографиями жизни Приклонских в усадьбе в нач. ХХ в. Усадьба включала в себя деревянный дом в стиле классицизма, «охотничий домик», две церкви, большой хозяйственный двор. Сохранилась только заброшенная Казанская церковь (1823) в стиле классицизма с остатками тонкой отделки в интерьере.
14:30 –
Обед в кафе на маршруте.
СЕРГАЧ (15:40-16:00)Церковь Ильи Пророка (1848-1856) в бывшем селе Ключево. Храм в русско-византийском стиле построен по прошению государственных крестьян. Был закрыт и разорён в 1930-е, в 2003 восстановлен и вновь действует. Интерьер новый. Рядом сохранилась часовня конца XIX в. в русском стиле.
ЛУГОВОЕ. 25 км (16:30-17:00)
Имение Дивовых, в 1817 по разделу перешло во владение генерал-майора Н.А. Дивова. Сохранилась Знаменская церковь (1838) в «готическом стиле», повторяющая по архитектуре церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове в Петербурге (1777, арх. Ю.М. Фельтен) – первый храм русской «готики» екатерининского времени.
–
Переезд в г. Лысково (63 км).
–
Размещение в отеле «Парус» 3* (номера стандарт).
–
Ужин. Свободное время.
24 апреля 2021 года, суббота
07:30 –
Завтрак.
08:30 –
Отправление на экскурсионную программу.
БЫКОВКА. 48 км (09:15-09:45)Усадьба Демидовых. Село с 1700 принадлежало генерал-адмиралу графу Ф.А. Головину, в 1720 вместе с другими селами Барминской волости было куплено Н.А. Демидовым и использовалось им для пополнения рабочей сила на уральских заводах. Далее наследовалось по линии внука основателя династии П.А. Демидова и его сына Льва. В нач. XIX в. отставной капитан-лейтенант флота В.Л. Демидов поселился в Быковке и превратил захудалое имение в крупное развитое хозяйство, здесь впервые в губернии был посажен картофель, выращивались клевер, люцерна. После раздела имения между сыновьями В.Л. Демидова в 1861 возникло две усадьбы, «старая» и «горная» (не сохранилась), принадлежавшие следующим поколениям нижегородской ветви Демидовых – крупным губернским чиновникам, общественным и земским деятелям. В 1918 в Быковке произошло массовое крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено. Сохранились: деревянный барский дом «старой» усадьбы (1-я треть XIX в.), скромная зимняя Знаменская церковь (1815-1829), летняя церковь Рождества Христова (1815-1830, закрывалась в 1934-1994) в стиле классицизма с остатками изысканного декора в интерьере, подпорная стенка (1884) на склоне оврага, остатки парка. Возле церкви уцелели надгробия Демидовых XIX в.
КРИУШИ. 14 км (10:15-10:45)
Церковь Петра и Павла (1844-1845) в тоновском русско-византийском стиле, построена сельским приходом. Была закрыта в 1937, возвращена прихожанам в 2002.
ВОРОТЫНЕЦ. 8 км (11:00-11:30)
Усадьба графов Головиных. Известно с 1569, когда в числе других земель было пожаловано Иваном Грозным князю М.И. Воротынскому, до конца XVII века принадлежало его потомкам, пока род не пресёкся. В 1700 было пожаловано Петром в составе Барминской волости генерал-адмиралу графу Ф.А. Головину, затем принадлежало его потомкам. Головиными здесь были основаны усадьба и полотняная фабрика. После смерти графа Н.Н. Головина в 1823 имение за долги было разыграно через лотерею 5 разным владельцам, которые продали его Удельному ведомству, учредившему специальную контору для управления хозяйством. Сохранилась церковь Спаса Нерукотворного (1812-1814) в стиле классицизма, построенная по заказу графа Н.Н. Головина и по проекту петербургского арх. Л. Руска. Храм был закрыт в 1937, в 1950-е сильно перестроен под дом культуры (утрачены купол, главы, колокольня), в 1995 возвращен приходу, но пока не восстановлен.
ОСИНКИ. 5 км (11:45-12:15)
Церковь Спаса Нерукотворного (1840) в стиле ампир, архитектурно близка проектам храмов из образцового альбома проектов церквей 1824 г., изданного петербургскими академиками Михайловым и Шарлеманем. Закрыта в 1939, вновь действует с 1992.
ПОКРОВ-МАЙДАН. 17 км (12:30-13:00)
Усадьба Демидовых. С 1700 в составе Барминской волости село, называвшееся тогда Старый Майдан, принадлежало графам Головиным, в 1736 было продано А.Н. Демидову. С 1851 им владел поручик гусарского полка П.В. Демидов, после смерти которого в 1855 имение по разделу перешло его брату Николаю. Н.В. Демидовым и затем его сыном Константином была отстроена усадьба с хозяйственным комплексом, которая в кон. XIX в. была продана. В 1899 его выкупила епархия, устроившая в господском доме второклассное духовное училище. Сохранились: усадебный дом (1850-1860-е) в духе эклектики, хозяйственные постройки, Покровская церковь (1864) в русско-византийском стиле с частично уцелевшими росписями высокого художественного качества.
КРАСНЫЙ ВАТРАС. 7,5 км (13:15-13:45)
Село, ранее называвшееся Монастырский или Казённый Ватрас, упоминается с 1670 как патриаршее владение, затем синодальное, а с в1764 – экономическое. Издавна было центром овчинно-кожевенного промысла, к концу XIX в. насчитывалось до 80 частных предприятий. В 1918 здесь произошли крестьянские антибольшевистские выступления. После революции была образована трудовая артель, затем овчинно-шубная фабрика. В застройке уцелели каменные дома местных кустарщиков и хозяев предприятий. Сохранилась церковь Рождества Христова (1830) в переходных от барокко к классицизму формах, в интерьере аутентичный иконостас в форме триумфальной арки.
14:00 –
Обед в кафе на маршруте.
КУРМЫШ. 29 км (15:30-16:15)Бывший город, один из древнейших в крае, третий по времени основания после Нижнего Новгорода и Городца. Поставлен на реке Суре в 1372 князем Борисом Константиновичем для контроля восточных рубежей Нижегородского княжества. В 1445 здесь содержались взятые в плен Улу-Мухамедом московский князь Василий Тёмный с другими князьями и боярами. После покорения Казанского ханства в 1552 Курмыш потерял стратегическое значение и стал центром большого уезда, входившего последовательно в Казанскую, Нижегородскую, а с 1780 – в Симбирскую губернию. Жители города активно поддерживали антиправительственные восстания С. Разина в 1670 и Е. Пугачева в 1774. К пугачёвцам здесь примкнули отряды местной крестьянки Настасьи Хлоповой, ставшей женой Пугачёва. В сентябре 1918 здесь вспыхнул антибольшевистский мятеж, восставшие несколько дней удерживали власть в городе. В 1745 город целиком выгорел при пожаре, также погибли городские архивы при пожарах 1864 и 1928. С 1925 – село, но до 1957 ещё сохранялся статус райцентра. Сейчас это обычное село с заброшенными остатками инфраструктуры уездного города. Сохранились отдельные купеческие дома, лавки, здание полицейской части (1825), пожарная каланча (1919). Из 7 церквей сохранились: Покровская церковь (1745, построена купцом Василием Брюхановым) в нарышкинском стиле; церковь Рождества Богородицы (1749-1774) в стиле барокко, в советское время лишена завершений и переделана под дом культуры, сейчас восстанавливается; Казанская церковь (1755) в стиле барокко.
БОРТСУРМАНЫ. 27 км (16:45-17:15)
Древнее татарское село на берегу Суры, рядом с которым после завоевания Казанского ханства возникло русское поселение Старо-Никольское. С 1781 принадлежало поручику П.П. Пазухину (родному дяде Н.М. Карамзина), выкупившему имение у брата Ивана и основавшего здесь усадьбу. Сохранилась Успенская церковь (1785-1789, построена по заказу П.П. Пазухина) в стиле барокко, боковые приделы Николая и Иоанна Златоуста кон. XIX – нач. ХХ вв., в стиле архитектуры основного храма. С селом и храмом связано служение праведного о. Алексея Гнеушева (Бортсурманского), прославившегося чудесами, умершего в 1848 и канонизированного в 2000 (готовившаяся в 1913 канонизация тогда не состоялась), его мощи сейчас в храме. Алексей Бортсурманский является прямым предком известной священнической династии Вигилянских. Храм был закрыт в 1934, возвращён приходу в 1989, восстановлен.
МАЛЬЦЕВО. 10 км (17:25-17:45)
Воскресенская церковь (1823) с отдельно стоящей колокольней, в стиле ампир, близка петербургским проектам, построена по заказу местного помещика капитана М.С. Брехова. Бреховым в качестве крепостных принадлежали предки В.И. Ленина Ульяновы. В советское время закрыта и разграблена, сейчас заброшена.
ДЕЯНОВО. 7 км (18:00-18:30)
Усадьба Шипиловых. Сохранилась Троицкая церковь (1871) в русско-византийском стиле, с более поздней колокольней, построена при содействии помещика П.А. Шатилова.
–
Возвращение в гостиницу (переезд 110 км).
–
Ужин. Свободное время.
25 апреля 2021 года, воскресенье
08:00 –
Завтрак. Освобождение номеров.
–
Отправление на экскурсионную программу.
ЛЫСКОВО (до 09.45)Население 21 тыс. чел. Село известно с 1410, рядом в XII в. находилась булгарская крепость Сундовит. Во время походов на Казань в 1-й половине XVI в. к западу от села на Оленьей горе была построена деревянная крепость с 10 башнями (сохранилось городище к западу от города). В середине XVII в. село передано из дворцового ведомства боярину Б.И. Морозову, от него имение унаследовала вдова его брата знаменитая боярыня Ф.П. Морозова, у которой после ареста село было отобрано в казну. Благодаря местоположению у переправы к Макарьевским монастырю и ярмарке, Лысково с середины XVII в. развивалось как торговый пункт. В 1686 село было подарено сыну картлийского царя Вахтанга V Арчилу II, в 1724 году Пётр I пожаловал Лысково сыну царя Вахтанга VI Бакару. Во владении Багратионов село находилось до 1852, когда в 90-летнем возрасте умер князь Егор Грузинский. После его смерти имение перешло к его дочери и её мужу, графу А.П. Толстому. С 1749 по 1808 годы в селе хранилась одна из важнейших грузинских святынь – крест Святой Нины. В 1860 основан пивоваренный завод, с 1870-х принадлежавший купцам Ермолаевым (сохранились здания кон. XIX – нач. ХХ в.). В XIX веке в связи с переносом Макарьевской ярмарки и упадком города Макарьева Лысково фактически перетягивает на себя городские функции, в 1897 в нем проживало 8,5 тыс. чел., но статус города оно получило лишь в 1922. Сохранилась купеческая застройка сер. XIX в. В 1955 разобрана утрачена важнейшая доминанта – колокольня Спасо-Преображенского собора сер. XIX в. Сам пятиглавый собор (1711) сохранился и является одним из старейших памятников региона. Служил усыпальницей князей Грузинских вплоть до 1861. В 1930-е собор был закрыт, с 1978 шла реставрация, не доведенная до конца. Ныне подворье Макарьевского Желтоводского монастыря. Главный архитектурный памятник – ансамбль Вознесенской церкви (1814-1838), включающий себя саму пятиглавую классицистическую церковь и четыре угловых корпуса (духовное училище, Георгиевская церковь, колокольня и торговые лавки). Храмы были закрыты в 1929 и 1931 гг., почти полностью утрачены росписи Вознесенской церкви (школа А.В. Ступина (?)). В 1982 начата реставрация и затем брошена, с 1990-х храмы действуют. В интерьере Вознесенской церкви сохранились лепная отделка, в Георгиевской восстановлен ротондальный иконостас. Полуразрушенный юго-западный корпус с колокольней с улицы закрыт эффектным эклектичным магазином И.Ф.Писарева (нач. ХХ в.).
ПРОСЕК. 21 км + 1 км пешком (10:15-11:15)
Деревянный храм в селе существовал с 1711. Нынешняя кирпичная Никольская церковь построена на средства прихожан в 1854 в тоновском русско-византийском стиле. В 1937-1964 не действовала. Сохранился иконостас XVIII в., перенесенный из прежнего деревянного храма, с позолоченной рокайльной резьбой и скульптурой.
КИРИКОВО. 23 км + 600 м пешком (11:30-12:15)
Село на р. Сундовик существовало уже в XVI в. В 1631 в селе родился Иван Ананьев – будущий основатель Флорищевой пустыни, духовник Федора Алексеевича, епископ Суздальский, а затем митрополит Илларион. На его средства, вероятно, суздальскими мастерами в 1692 выстроена Успенская церковь – первоначально пятиглавая, с шатровой колокольней на углу. С 1700 по 1861 село находилось во владении грузинских царевичей и их наследников. Храм был закрыт в 1920-е, утратил полностью боковые главы и купол на центральном барабане.
ГРИГОРОВО. 62 км (14:30-15:00)
В семье священника Петра в 1620 (?) г. родился Аввакум – будущий знаменитый протопоп, ныне причисленный Русской православной старообрядческой церковью к лику святых. В 1991 установлен памятник Аввакуму работы скульптора В.М. Клыкова. Сохранилась заброшенная Казанская церковь (1700) типа «восьмерик на четверике» с шатровой колокольней и еще одна шатровая колокольня (нач. ХХ в., арх. А.Н. Полтанов).
БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО. 11 км (15:15-16:30)
Посёлок городского типа, райцентр, нас. 4,9 тыс. чел. Как село известно с 1620-х. Крупный торгово-кустарный пункт со специализацией на шубном, кожевенном и валяльном производствах, также в нём отливали колокольчики. Сохранилась крестьянско-купеческая застройка эклектики и модерна, подражающая городской. Выделяются особняки С.С. Панышева (нач. ХХ в., эклектичный модерн, ул. Свободы, 93), И.С. Панышева (около 1910, ренессансная эклектика, ул. Свободы, 89), братьев А.И. и В.И. Моневых (1915, неоклассицизм, ул. Свободы, 90), Преснякова (нач. ХХ в., модерн, ул. Кр. Горка, 3). Также сохранилась барочно-классицистическая Троицкая церковь (1803-1805, колокольня сер. XIX в.), Никольская единоверческая церковь (1881-1885, ныне Священномученика и исповедника Аввакума, РПСЦ), заброшенная кладбищенская Вознесенская церковь (нач. XIX в., классицизм) и обрубки еще двух храмов. Еще 5 храмов села полностью снесены.
–
Посещение Историко-художественного музея «Большое Мурашкино».
17:00 –
Поздний обед в кафе.
–
Переезд в Сергач (63 км).
20:00 –
Окончание программы на ж/д станции Сергач. Возвращение в Москву самостоятельно.
Рекомендуемые поезда в Москву:
Поезд № 081И отправление в 21:10 (мск), прибытие в 05:20 26.04 (мск)
Поезд № 147 отправление в 21:38 (мск), прибытие в 05:40 26.04 (мск)
Поезд № 053 отправление в 22:40 (мск), прибытие в 06:53 26.04 (мск)
Рекомендуемые поезда в Москву:
Поезд № 081И отправление в 21:10 (мск), прибытие в 05:20 26.04 (мск)
Поезд № 147 отправление в 21:38 (мск), прибытие в 05:40 26.04 (мск)
Поезд № 053 отправление в 22:40 (мск), прибытие в 06:53 26.04 (мск)
В стоимость включено:
- транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса;
- проживание: 2 ночи в отеле «Парус» 3* г. Лысково;
- питание: 3 завтрака, 3 обеда, 2 ужина;
- экскурсионная программа (включая билеты в музеи);
- работа гидов.
В стоимость не включено:
- Проезд по железной дороге Москва – станция Сергач – Москва. Билеты туристы покупают самостоятельно или заказывают покупку в ТФ «Вокруг света». При оформлении билетов через «Вокруг света» взимается сервисный сбор. с билета.
Фирма оставляет за собой право изменять последовательность посещения объектов, а также на замену музеев, не уменьшая общего объёма программы.
@BTN_ZAKAZ@
^ Вверх